Установка
"УГБ" и "ГБ-8" выпускалась с 1941 года на Воронежском радиозаводе и на
Коломенском грамофонном заводе соответственно. В 1931 году инжинер Б.П.
Скворцов создал новый по тому времени звукозаписывающий аппарат "Говорящая
бумага". Звук с микрофона после усиления подавался на электромагнит, колебавший
перо с чёрными чернилами, под которым протягивалась бумажная лента. После
ленту пропускали через фотоэлемент направляя на бумагу свет от мощной лампы.
Записанные колебания вызывали изменения напряжения на выходе фотоэлемента,
усиливались и подавались на громкоговоритель, который воспроизводил записанное.
Фонограммы было легко копировать полиграфическим способом в любой типографии
и без малейшей потери качества их звучания. Первые опытные аппараты установки
"УГБ" были выпущены в 1941 году, однако серия в 500 установок была выпущена
лишь в конце 1944 года. Установка "УГБ" представляла собой комбинацию радиоприёмника
"6Н-1" с мощным двухтактным оконечным каскадом усилителя низкой частоты
и выносным громкоговорнителем и самой установки "ГБ". Приставка "ГБ-8"
была выпущена до июля 1941 года Коломенским граммофонным заводом в количестве
около 500 экземпляров. Её можно было использовать с любым радиоприёмнком.
На этом выпуск в Коломне завершился, а в Воронеже повторюсь был выпуск
ещё в конце 1944 года. С 1945 года заводы установки уже не выпускали, так
как во всём мире развитие получила магнитная запись. Идти против было бессмысленно,
хотя идеологически аппарат "Говорящая бумага" обладал преимуществом, в
отличие от магнитофонов, его владельцу приходилось бы слушать то что продавали
в магазинах, бытовая версия аппарата "Говорящая бумага" работала только
на воспроизведение, а так как технология аппарата была чисто отечественной,
можно было бы не бояться проникновения чуждой западной идеологии, с привезенными
из-за границы записями. Сейчас сохранившиеся аппараты "Говорящая бумага"
и ленты с записями к ним можно увидеть только в нескольких музеях, например
в ПМ Москвы.
Инструкция по эксплуатации приставки
"ГБ-8". Автор фотографий: Виктор Антонович Белоус, Санкт-Петербург.
----