Философия   

Лекция3: Проблема преемственности в куль туре

назад | оглавление | вперёд

 

1. Преемственность как закономерность развития культуры.

Одной из важнейших закономерностей, действующей на протяжении всей истории мировой культуры является преемственность. Каждый новый этап в процессе исторического развития культуры, отрицая предшествующий, необходимо включает все прогрессивное его содержание, все то, что было приобретено человечеством на предшествующих ступенях развития.

В процессе исторического развития общества преемственность тех или иных явлений культуры может носить как прерывный, так и непрерывный характер. Культурные ценности прошлого, имеющие непрерывный характер и переходящие от одного поколения к другому, выступают в качестве живого элемента культуры каждой исторической эпохи. Те или иные ценности, имеющие прерывный характер, возникнув в более раннюю эпоху, затем исчезают на какое-то время из культурного обихода и лишь на более позднем этапе возрождаются вновь. Например, атомистическое учение появилось в Древней Греции. В эпоху средневековья идеи атомистики оказались за пределами духовной культуры общества. И лишь в XVI - XVII вв. началось возрождение и дальнейшее развитие атомистических идей. Театр, родившись в период античности, в средние века почти исчез из культурной жизни.

Возникновение более или менее длительных перерывов в развитии культуры, естественно, связано с процессами развития общества, с противоречивым характером общественного прогресса. Противоречия общественного прогресса проявляются и в культурном развитии соответствующих формаций.

В истории человечества были периоды регресса, упадка культуры, катастрофы в развитии культуры (например, гибель критомикенской культуры), но даже в тех случаях, когда гибли целые цивилизации, их культурные достижения не исчезали бесследно. Они все равно так или иначе включались во всемирную сокровищницу культуры, служили целям культурно-исторического прогресса.

Иначе говоря, из-за внутренней специфики духовной культуры многие духовные ценности, в частности, произведения литературы и искусства, научные достижения могут быть утрачены навсегда, т.е. перерывы в ее развитии могут быть гораздо ощутимее и длительнее, а время от времени, как уже отмечалось, принимают буквально катастрофический характер. С этой особенностью духовного производства в значительной мере связан и сам факт неравномерного развития материальной и духовной культуры.

Преемственность в области духовной культуры невозможна без осознания человеком значения исследуемых духовных ценностей. Именно отсюда вытекает весьма существенные особенности преемственности в процессах развития духовного производства. Здесь мы сталкиваемся с проблемой наследования духовных ценностей. Возникает вопрос, в каком соотношении находятся понятия "наследование" и "преемственность". Первое отличается от второго существенным образом, по крайней мере, в двух отношениях:

Понятие "преемственность" выражает объективную связь явлений, в то время как понятие "наследование" характеризует кумулятивный характер этой связи.

В процессе развития духовной культуры следует различать позитивную и негативную формы преемственности. Первая основана на практической переработке и использовании положительных результатов, достигнутых предшествующими поколениями. Вторая возникает как бы в противовес тем или иным, ранее выдвинутым идеям, оказавшимся полностью несостоятельными. Примером негативной преемственности может служить критика К.Марксом теории народонаселения Мальтуса, отрицание пролетариатом политической идеи понимания истории.

Наука и искусство по-разному отражают различные стороны материального мира. Это приводит к тому, что для науки преимущественное значение имеет преемственность в содержании, в то время как для развития искусства как художественно-образного способа познания мира преимущественное значение имеет преемственность в форме. Это, конечно, не означает, что в искусстве нет преемственности в содержании. "Вечные проблемы" искусства: любовь и ненависть, дружба и вражда, идея признания личности, ее долга перед обществом - всегда волновали и будут волновать людей. Однако искусство каждой эпохи по-своему решает эти проблемы. Если в науке существует преемственность понятий, идей, законов, категорий, правил, по существу, независимо от того, в какой форме они выражены, то в процессе развития искусства наследуется не только художественные идеи, творческие принципы,эстетические нормы, но и сами произведения искусства в целом.

Другая, весьма важная особенность развития искусства (в отличие от развития науки) состоит в том, что здесь преемственность играет существенно иную роль. Так, каждое новое по своему значению открытие в науке заставляет подвергнуть пересмотру представления, господствовавшие ранее в данной области знаний. Каждый большой революционный переворот в науке сплошь и рядом превращает сумму старых знаний в достояние исторического архива (конечно, рациональное их содержание, "зерна истины", ложится в фундамент новой теории), тогда как произведения подлинного искусства живут вечно.

Говоря об отличиях процесса преемственности в развитии искусства от подобного процесса в науке, следует иметь в виду, что они не имеют абсолютного характера, их нельзя противопоставлять науке и искусству. Более того, сам процесс взаимодействия научного и художественного творчества (художественно-образной и научно-логической форм мышления) является одной из важнейших закономерностей, присущих развитию мировой культуры, а также важнейшим условием гармоничного развития личности.

Изучение отдельных памятников и различных направлений материальной культуры свидетельствует о том, что, несмотря на отсутствие между ними видимой связи, наличие первоначально нередко существенных различий в технике и материалах исполнения, все они обнаруживают и безусловное единство. Основанием этого единства является всеобщность активного освоения мира человеком.

Глубокая и тонкая, нередко искусно скрытая под покрывалом времени связь прошлого и настоящего не ограничивается различными сферами материальной культуры, прикладного искусства, устного творчества. Она пронизывает и все остальные области духовной жизни человечества. Это наглядно прослеживается в историко-философском процессе возникновения мировых религий: буддизма, христианства, ислама. Последнее особенно интересно, ибо нередко смена религиозных верований, воззрений обретала крайне враждебные формы, часто связанные с попытками уничтожения предшествующего культа, его атрибутики. В этом аспекте яркий материал для рефлексии дает процесс становления и смены языческих верований христианскими, а язычества на Руси - православием. Ретроспективный взгляд в прошлое с опорой на хронологические ориентиры позволяет увидеть одно немаловажное обстоятельство: эволюция различных религиозных представлений, несмотря на крайнюю противоречивость и иногда трагичность процесса, происходила не путем их полной смены, а постепенного, не всегда очевидно наслаивания на сохраняющееся старое нового, порождаемого идеологическими и культовыми формами религий, идущих на смену прежде господствующим и традиционным верованиям.

Подводя итог историческому рассмотрению проблемы связи прошлого, настоящего и будущего, можно отметить следующее:

Несмотря на обособленность, индивидуальность и неповторимость культурно-созидательной деятельности человека-творца, она обладает и очевидной общностью и единством. Именно этим объясняется то, что в продуктах материальной и духовной культуры при всей избирательности творчества, как бы сильно ни проявлялась индивидуальная неповторимость, увлеченность техникой исполнения, всегда живет дух эпохи.

Можно выделить два типа преемственности: конструктивно-созидательный, связанный с рождением материальных и духовных ценностей, и позитивно-консервативный, обеспечивающий бережное сохранение исторически оправдавших себя культурных достижений человечества. Правда, последнее не исключает возможности временного сохранения на новых этапах культурного развития негативных феноменов культуры.

Преемственность в развитии культуры, как показывает весь историко-культурный процесс, в конечном счете есть история опредмечивания и последовательного раскрытия человека, достижения человеческого совершенства и расширение человеческой свободы.

Преемственность - основа связи настоящего, прошлого и будущего в развитии культурного процесса. Суть его в том, что при переходе от одних этапов развития культуры к последующим происходит сохранение, закрепление и формирование исторической предопределенности возникновения культурного выбора тех или иных феноменов отдельных сторон, характеристик культурного процесса в целом.

2. Традиции и новаторство в развитии культуры.

Преемственные культурные ценности, будучи по себе вечными, абсолютными могут менять во времени формы проявления, пронизывать общество вширь и вглубь, все больше участвуя в формировании личности.

Разрушение преемственности связано с войнами, революциями, иными социальными катаклизмами. Очень близкое к понятию "преемственность" понятие "традиция".

Традиция - слово латинское, буквально означает передачу, предание. Сущностью традиции является передача от поколения к поколению культурного наследия. Традиция обеспечивает жизнеспособность общества, ибо несет в себе опыт, знание бессчисленных поколений предков.

Преемственность, преемство, преемничество обозначают явление наследования. Преемственность охватывает все и вся, а традиция обычно связывается с устной передачей.

Новаторство - нововведение, новизна и самодеятельность новаторов, т.е. людей, вносящих новые идеи, приемы и способы делания чего-либо.

В русском языке новаторству соответствует слово "новшество".

Рассматривая культуру на основе конкретного-исторического подхода и действия объективной закономерности преемственности, непрерывности духовной традиции, мы можем сказать, что ее природа диалектически раскрывается в многогранной взаимосвязи традиционного и новаторского, прогрессивного и консервативного.

Оценивая процесс наследования культуры как цель и средство гуманизации человека, выявления его сущностных сил, прогресс в этом процессе можно соотнести:

При подходе к процессу наследования прошлой культуры, представляется важным отыскание "формулы ценности" тех или иных взглядов выдающихся мыслителей прошлого применительно к общему контексту современной духовной жизни и тенденциям ее развития (т.е. речь идет об отыскании наиболее гармоничных фрагментов культурного наследия как его высших ценностей).

Представляется исторически перспективным проанализировать феномен преемственности в условиях переломных кризисных эпох, когда происходит размывание устоявшихся духовных ценностей, а, следовательно, и идеальных представлений о поступательном развитии человечества: рассмотрению подлежит не столько декларативная, очевидно заявленная сторона концепций, сколько подспудно живущая в сочинениях мыслителей версия прогрессивного устройства общества.


назад | оглавление | вперёд