Философия  

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

назад

 

Уважаемый слушатель!

Вы изучили теоретический материал по курсу "Философия" и решили выполнить контрольные задания. Для получения зачета Вам необходимо выполнить по 5 заданий к каждой главе, разделу по выбору. Всего 30 контрольных заданий. Ответ на задание должен быть логичным, отражать сущность проблемы, содержать определение понятий. Объем ответа не более 0,5 стр. (14 кегль, межстрочный интервал 1,5). Если вы испытываете трудность в выполнении контрольного задания, обращайтесь за консультацией к преподавателю по адресу: или телефону: г.Новосибирск (383-2) 66-46-50. Выполненные контрольные задания прислать по указанному адресу не позднее:

Желаем успеха в Вашей творческой работе!

К РАЗДЕЛУ 1.

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.

  • Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г.Гегель/.
  • Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О.Конт/.
  • Предмет философии - логический анализ языка науки /Л.Витгенштейн/.
  • Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А.Камю/.
  • В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К.Ясперс/.

    3. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

    4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии? - "Философия - это самосознание исторически определенной эпохи". Как вы понимаете это суждение?
    - "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки: Наука без теории познания: становится примитивной и путаной /Эйнштейна. Соч.: В 4 т., т. 4.- С. 248, 310/. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
    - "Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании"/Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация.- М., 1966.- С. 11/. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль известного специалиста в области теории информации; постарайтесь раскрыть это на материале из истории известной вам науки.

    5. Английский философ А.Д.Айер доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы. Во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?

    6. Дайте оценку приведенным высказываниям и предложите свое суждение по проблеме.

    7. Проанализируйте фразу А.Ф. Лосева. "Если я хочу иметь мировоззрение, то ведь мир - это бесконечность, и я, будучи частью мира, тоже несу на себе печать бесконечности".

    8. Определите к какому направлению в философии:

    относятся следующие высказывания:

    1. "Мир есть воплощение абсолютной идеи".
    2. "Все предметы, как живые, так и неживые, побуждаются к деятельности их внутренней природой (свабхава) и точно таким же путем они прекращают свою деятельность".

    9. Определите к какому направлению в философии:

    Относятся следующие высказывания:

    1. начало всего - единица.
    2. Ни тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела.

    10. Определите к какому направлению в философии:

    Относятся следующие высказывания:

    1. если люди увеличивают свое добро и экономно его расходуют, то небо не может сделать их бедными.
    2. Нашему уму никогда не может быть доступно что-либо, кроме образа или восприятия.

    11. Определите к какому направлению в философии:

    Относятся следующие высказывания:

    1. в человеке сначала плоть, а потом дух.
    2. Наши восприятия суть, наши единственные объекты.

    12. Определите к какому направлению в философии:

    Относятся следующие высказывания:

    1) идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними и суть их подобия:

    2) огонь, вода, земля и воздух существуют благодаря природе и случаю: Из этих первоначал возникают тела:

    К РАЗДЕЛУ 2

    Глава 1 и Глава 2:

    1.Какое содержание вкладывается философией в понятие "бытие"? Проанализируйте приведенные ниже высказывания.

    1. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.

    3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:

    При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

    4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:

    5. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

    Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек зрения.

    6. В статье "Электроны и вакуум" известный физик П. Дирак, рассматривая вопрос о том, что такое электрон, замечает, что совершенно неважно знать, что такое электрон, важно знать, как он движется, взаимодействует, аналогично тому, как в шахматах совершенно неважно, из чего сделаны фигуры, каков их внешний вид и структура, а важно лишь знать законы их движения.

    Можно ли считать П. Дирака сторонником энергетизма? Аргументируйте ответ.

    7. Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

    Другой смолчал и стал пред ним ходить.

    Сильнее бы не мог он возразить;

    Хвалили все ответ замысловатый.

    Но, господа, забавный случай сей

    Другой пример на память мне приводит:

    Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

    Однако ж прав упрямый Галилей.

    /А.С. Пушкин/

    Какую философскую идею выразил поэт в этом стихотворении?

    8. Если каждая наука изучает какую-то форму движения материи, то куда можно отнести такие научные направления, как кибернетика, теория систем?

    9. "Как бы мы не усложняли компьютер, он остается системой, функционирующей в рамках физико-химического движения, а психика, мышление - это продукты социально-биологические. Поэтому рассуждения об эре искусственного интеллекта, машинного разума - это мифы современного механизма, механизма кибернетического".

    Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте ответ.

    10. "Мир имеет начало во времени : В самом деле, допустим, что мир не имеет начала во времени, тогда до всякого данного момента времени протекла вечность и, стало быть, прошел бесконечный ряд следующих друг за другом состояний вещей в мире. Но бесконечность ряда именно в том и состоит, что никогда не может быть закончен путем последовательного синтеза. Стало быть, бесконечный прошедший мировой ряд невозможен; значит, начало мира есть необходимое условие его существования:" /Кант И. Критика чистого разума.- М., 1964.- С. 404./

    Убедительно ли доказательство И. Канта? Аргументируйте ответ.

    11. Определите, какие из утверждений по проблеме бесконечности мира в пространстве и во времени совместимы с материализмом. Аргументируйте свой ответ.

    12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так. Поскольку мир един, то и законы его развития должны действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга.

    Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте ответ.

    К РАЗДЕЛУ 2

    Глава 3:

    1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

    2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?

    3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

    4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

    5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?

    6.Вся материя обладает свойством: отражения"

    Каким образом современная наука подтверждает это предположение?

    7.Что такое "информация"? чем она отличается от сознания?

    8.Может ли машина "мыслить"? В чем отличие ее работы от деятельности человеческого мозга?

    9.Если сознание не материя, не тело, то что же это такое?

    10.В чем проявляется зависимость (вторичность) сознания от материи?

    11."Материя и сознание являются по сути дела конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу - Солнце или Земля" / Рассел Б./

    12.Некоторые философы Нового времени отождествляли психику человека с его сознанием. В чем ошибка этих воззрений?

    13.Выделите среди перечисленных явлений духовной жизни общества относящиеся к теоретическому и к обыденному сознанию.

    14. Можно ли согласиться с высказываниями современных космистов: "Мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии"; "мозг связан с биосферой планеты и, следовательно со всей Вселенной двумя каналами связи - энергетическим и информационным".

    К РАЗДЕЛУ 2

    Глава 4:

    1. Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является "открытой" системой, его поведение определяется такими факторами:

    А. Моль

    Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?

    1. Проанализируйте следующие определения сущности человека:

    Какие качества можно включить в понятие человека?

    1. Какой философ считал самым мудрым афоризм: "Познай самого себя"? Можно ли утверждать, что пока человек не познал самого себя, он не сможет познать сущности остального мира?
    2. Если человек - продукт общественных отношений, а его сознание - отраженное бытие, то как объяснить различия в поведении и мировоззрении близнецов?
    3. Дайте философский анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза).

      Почему Н.А. Бердяев подверг критике это положение?

    4. "Кто человек: субъект или продукт человеческой деятельности?" Как вы ответите на этот вопрос?
    5. "Человек обречен быть свободным"(Жан-Поль Сартр). Что означает высказывание Сартра? К какому направлению в философии принадлежит Сартр?
    6. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей". Что имел в виду Ф. Энгельс в своем окружении?
    7. Человек должен избавиться от страданий, тогда он будет счастлив (точка зрения буддизма).

      Человек должен страдать, искупая грехи, только тогда он придет к счастью (точка зрения христианства).

      Дайте философский анализ этих позиций. Что с вашей точки зрения определяет человеческое счастье?

    8. "Да, в людях мало любви. Они исключили ее из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики, из воспитания. И вследствие этого человечество вступило в духовный кризис, невиданный по глубине и размаху". (И.А. Ильин).

      Согласны ли вы с этим высказыванием? Что необходимо для выхода из духовного кризиса?

    9. "Тот, кто умирает ради того, чтобы двинуть вперед наши познания, или ради возможности излечивать болезни, тот и умирая, служит жизни" (А. Де Сент-Экзюпери).

      Какова точка зрения автора на проблему смерти?

    10. Проанализируйте следующее выражение: "Свобода - это самовыражение личности; выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей" (Э. Фромм).

      К какому направлению в философии можно отнести взгляды Э. Фромма? Каковы аргументы, подтверждающие данное высказывание?

    11. "Задача человека как разумного существа состоит в преодолении всех проявлений зла и несовершенства, являющихся следствием грехопадения и связанных с непроницаемой вещественностью" (В.С. Соловьев). Является ли зло только проявлением грехопадения и свободы воли человека?
    12. Английский писатель и философ А. Кестлер объясняет острые социальные конфликты изъянами в генетических механизмах человека. Не исключено, считает он, что человек есть жертва погрешностей в конструкции нервной системы, что толкает его к агрессивности, маниакальности и, в конечном счете - к самоуничтожению. Можно ли согласиться с философом?
    13. "Никогда еще человек не подходил так близко, как сегодня, к осуществлению своих самых заветных надежд. Наши научные открытия и технические достижения приближают то время, когда стол будет накрыт для всех голодных, когда человечество преодолеет разобщенность и станет единым: Но что он скажет в отношении самого себя? Приблизился ли он к осуществлению другой заветной мечты человеческого рода - совершенству самого человека? - Человека любящего ближнего своего, справедливого, правдивого? Неловко даже задавать этот вопрос - ответ слишком ясен" (Э. Фромм).

    Каковы причины противоречия с точки зрения философа?

    16.Рассмотрите проблему души и тела, представления о человеке в философии Античности и Нового времени. В чем сходство и различие? Составьте таблицу.

    К РАЗДЕЛУ 2

    Глава 5:

    1. Выделите достоинства и недостатки определений понятия "Культура".
    1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?
    2. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?
    3. В чем специфика науки по сравнению с искусством, моралью, религией и философией?
    4. "Война - это явление необъяснимое и парадоксальное с позиций генетических представлений, противоречащее законам биологической эволюции, зато она вполне согласуется с законами эволюции культуры, основанной на межгрупповой конкуренции" (П. Кууси). Проанализируйте это суждение.
    5. Классики марксизма отмечали, что в классовом обществе культура поляризуется, приобретает классовый характер. Каково соотношение классового и общечеловеческого в культуре?
    6. Каково соотношение понятий "культура" и "цивилизация"?
    7. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца, народные прогнозы погоды, тайны стеклодувов, скрипичных мастеров не включаются в систему науки?
    8. "процессы интеграции, интенсивно идущие в экономической, научной, технической и других областях жизни человечества, неизбежно приведут к интеграции культур в единую наднациональную культуру". Согласны ли вы с этим высказыванием?
    9. "Мораль - это выдумка человечества, но не вывод из жизненного опыта" (Э. М. Ремарк). Можно ли согласиться с этим суждением.
    10. Насколько точна антиномия, сформулированная О. Шпенглером?

      "Культура и цивилизация - это живое тело души и ее мумия".

    11. Проанализируйте высказывание И.Г. Гердера: "Разве есть на свете народ, совершенно лишенный культуры?
    12. Проанализируйте высказывание И.Г. Гердера: "Разве есть на свете народ, совершенно лишенный культуры? А какую неудачу потерпело бы провидение в своих начинаних, если бы всякий индивид человеческого рода создан был для той культуры, которую мы именуем так и которая на самом деле есть скорее изнеженность и бессилие? Нет ничего менее определенного, чем это слово - "культура". И нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам".
    13. Что такое массовая культура? Одни определяют ее как совокупность материальных и духовных ценностей, навязываемых сознанию трудящихся и молодежи с целью отвлечения от социальных проблем в сторону низменных интересов. Другие определяют ее как распространение среди населения стереотипов поведения, норм и ценностей для лучшей управляемости гражданами. Привилегированные слои общества пользуются элитарной культурой. Могли бы вы дать свое определение массовой культуры?
    14. "Техника перестает быть нейтральной, она давно уже не нейтральна, не безразлична для духа и вопросов духа". (Н. Бердяев). Покажите правильность высказывания философа для современного человека.
    15. "Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека, и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации". (Н.Бердяев). Раскройте сущность высказывания русского философа.
    16. "Мы стоим перед основным парадоксом: без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели" (Н. Бердяев). Раскройте философский смысл высказывания русского философа.
    17. "В культуре всегда есть два элемента - элемент технический и элемент природно-органический" (Н. Бердяев). Что хотел выразить в своем высказывании философ? Можете ли вы согласиться с Н. Бердяевым?
    18. Э. Тайлор считал, что цивилизация или культура "в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". Можно ли считать такое понимание культуры полным? Если нет, то какие элементы вы добавите?
    19. Раскройте сущность высказывания О. Шпенглера: "как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются - она становится цивилизацией".
    20. "Культуры - суть организмы". (О. Шпенглер) Раскройте сущность высказывания немецкого философа.
    21. Какие из перечисленных элементов культуры вы бы отнесли к материальной, какие - к духовной?

    23.Укажите правильное определение понятия "цивилизация":

     

    К РАЗДЕЛУ 3:

    1. Выскажите мнение о верности суждений:
    1. Распределите высказывания в соответствии с эволюцией форм и уровней отражения:
    1. Дайте анализ и оценку следующих высказываний о соотношении образа и объекта:
    1. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим?
    2. Назовите философские течения и их представителей, принципами которых являются следующие:
    1. Проанализируйте каждое из этих предложений, выберите правильное и обоснуйте свой выбор:
    1. назовите философские направления, принципами которых являются следующие:
    1. "Творческое воображение - это конструктивный процесс с помощью которого являются на свет, обогащая его, новые мысленные объекты". (М. Бунге. Интуиция и наука). Как вы думаете, относится это определение Бунге только к объективно истинным понятиям, идеям или к любым, в том числе, к мистическим, религиозным?
    2. "На мой взгляд, не существует такой вещи, как индукция. Так, вывод теории из единичных утверждений, которые "верифицированы опытом", логически недопустим" (К. Поппер). Прав ли философ? Да. Нет. Почему?
    3. Живое отличается от неживого тем, что может приспосабливаться к среде путем накопления информации и непрерывного обмена веществ с окружающей средой. Можете ли вы согласиться с этим высказыванием?
    4. Из всех высказываний выберите верные. Обоснуйте ответ.

    12.Какое из приведенных ниже определений "факта" верно?

    13.Многие методологи науки в качестве критериев научного знания выдвигают следующие:

    Можно ли эти критерии считать обязательными для всех наук?

    14. Какое философское направление выражают данные высказывания? Можно ли согласиться с философами?

    15.Примером какого философского направления являются следующие слова? Можно ли согласиться с автором?

    "Мир есть совокупность фактов, а не вещей. Факты в логическом пространстве суть мир. Мир распадается на факты. То, что имеет место, что является фактом - это существование атомарных фактов. Атомарный факт есть соединение объектов (вещей, предметов). Атомарные факты независимы друг от друга" (Л. Витгенштейн).

    16. Т. Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (образцом научного мышления). В какой мере такое понимание науки соответствует действительности?

    17.Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории? Системность. Непротиворечивость. Простота. Обоснованность. Целостность. Проверяемость. Опровержимость. Способность к предсказанию. Объективная истинность. Рациональность. Объяснительная сила. Формализованность. Строгость. Завершенность.

    18.Найдите правильные ответы о функциях научной теории.

    19.П. Фейерабенд утверждает, что наука иррациональна, она основана на мифах, если под мифами понимать непроверяемые сказания постулаты. Имеются ли различия между мифологией и наукой?


  • назад