Экономическая теория 

Макроэкономическое равновесие: сущность, механизм дрстижения.

назад | оглавление | вперёд

4.2. Достижение сбалансированности между совокупным спросом и совокупным предложением

Макроэкономическое равновесие реально может быть достигнуто при сбалансированности совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос: ценовые и неценовые факторы воздействия

Совокупный спрос - модель, представленная в виде графика, показывающая различные величины товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который отдельные потребители, предприятия и государство готовы приобрести при данных ценах.
На рынке встречаются не два контрагента (микроэкономический анализ) - продавец и покупатель, а множество продавцов и покупателей. Речь идет не об индивидуальном спросе и индивидуальном предложении, а совокупном спросе и совокупном предложении (макроэкономический анализ).
Проблема индивидуального спроса и предложения - задача частная, затрагивающая интересы отдельных хозяйствующих субъектов рынка, тогда как совокупный спрос и совокупное предложение выражают интересы общества в целом. Когда совокупное предложение превышает совокупный спрос происходит затоваривание, кризисы перепроизводства, банкротство предприятий, безработица. Если же совокупный спрос превышает совокупное предложение возникают такие негативные экономические явления как дефицит, рост цен, инфляция. Только равновесное состояние этих показателей обеспечивают экономический рост и повышение жизненного уровня.
Совокупный спрос выступает не потребностью отдельного покупателя на данный конкретный товар, а в виде агрегированного платежеспособного спроса, обеспеченного доходами и соответствующей денежной массой. В национальном масштабе на стороне спроса находятся домашние хозяйства, фирмы, государство.
Совокупный спрос прежде всего, складывается из потребительского и инвестиционного спроса (на спрос также оказывают влияние государство и экспортно-импортные операции). Потребительский спрос зависит от получаемого дохода. Взаимосвязь между потреблением и получаемым доходом отображается функцией потребления. Мы будем близки к реальности, если допустим, что объём потребления возрастает пропорционально доходу, тогда C=C+CY, C>0, где C - потребление, Y - доход, равный стоимости произведённого чистого продукта. Коэффициент "C" называется предельной склонностью к потреблению. Он показывает, какая доля прироста дохода расходуется на потребление. Помимо потребительского, второй компонентой совокупного спроса выступает инвестиционный спрос, задаваемый функцией инвестиций (J). Функция показывает размер инвестиционного спроса в зависимости от значения других макроэкономических переменных (потребления и сбережения).
Как на отдельный товар, так и на совокупный спрос определяющее воздействие оказывает уровень цен. Кривая совокупного спроса отклоняется вправо и вниз, т.е. проявляется обратная зависимость между ценами и спросом: чем ниже уровень цен, тем в большей степени возрастает совокупный спрос. Здесь возникает новая проблема, не имевшая, в принципе, значения при изучении индивидуального спроса - воздействие неценовых факторов, а именно: эффект процентной ставки, богатства, импортных закупок.
Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Рост процентной ставки увеличивает сбережения и тем самым уменьшает совокупный спрос.
Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой, становится эффект богатства. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшается. Население станет беднее, поэтому сократятся и расходы.
При повышении уровня цен эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары.
На совокупный спрос оказывают воздействие ожидания потребителей, которые зависят от прогнозирования доходов. При прогнозировании их возрастания расходы (спрос) может увеличиваться. Ожидание инфляции может также привести к росту совокупного спроса.

Совокупное предложение: ценовые и неценовые факторы воздействия

Совокупное предложение обусловлено объёмом выпуска продукции, которую производители представляют обществу при обычных ценах. Предприниматели стремятся достигнуть потенциально возможного объёма производства. В целом совокупное предложение определяется размерами производственных затрат (труд и капитал среди них наиболее важны) и производительностью, которые эти затраты приносят.
Совокупное предложение - модель, показывающая уровень реального объёма производства при каждом возможном изменении цен. Более высокие цены стимулируют производство дополнительного количества товаров и услуг и их предложения на рынке. Напротив, низкие цены вызывают сокращение производства. Поэтому если кривая спроса обратная или отрицательная, то кривая предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объёмом национального продукта.
В процессе макроэкономического анализа совокупного предложения большинство экономистов пришли к выводу, что кривая совокупного предложения состоит из трёх отрезков:

- горизонтального (кейнсианского) - BC;
- промежуточного, отклоняющегося вверх - CD;
- классического (вертикального) - DE.

Кривая совокупного предложения

Рис. 4.4

Отрезок ВС (горизонтальный) назван кейнсианским, ибо он характеризует предложение при неизменных ценах, следовательно, недоиспользовании общественных ресурсов, прежде всего, трудовых. На графике видно, что возможный объём производства OQF , а кейнсианский отрезок выражает объём предложения OQ. Спрос не увеличивается, цены не растут. Постепенно, как это показал анализ циклического развития, производство выходит из депрессивного состояния. Происходит обновление производственного потенциала, увеличивается занятость. Доходы и цены начинают расти. Увеличение спроса положительно воздействует на предложение.
На промежуточном (восходящем) отрезке QQF увеличение объёма производства происходит при росте цен.
Классический (вертикальный) отрезок рассматривается классической экономической наукой, в соответствии со взглядами которой сам рынок формирует механизм, способствующий росту производства и предложения. Здесь цены растут до установления равновесия между предложением и спросом.
Как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение оказывают воздействие неценовые факторы:

- изменения цен на ресурсы (земля, труд, капитал);
- изменения в производительности;
- изменения правовых норм (налоговая политика, субсидии, экспортно-импортная политика и др.).
Некоторые из них способствуют росту, другие уменьшению совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения

Соотношение совокупного спроса и совокупного предложения (AD - AS) дают величину национального дохода при данном уровне цен, а в целом равновесие на уровне общества. Доходы и расходы в обществе совпадают, национальный доход равен потреблению и инвестициям (рис.4.5).
Рассмотренные вопросы позволяют сделать некоторые выводы о возможности достижения макроэкономического равновесия:

- есть основания полагать, что рыночный механизм не обеспечивает полностью устойчивого соответствия между инвестиционным спросом и предложением капитала, без поддержания которого рыночная система успешно функционировать не может. Здесь необходима активная роль государства;
- для достижения равновесия предполагается воздействие неценовых факторов, на которые оказывает непосредственное влияние экономическая политика современного государства.

Макроэкономическое равновесие совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS)

Рис. 4.5

Динамизм экономических процессов, усиливающийся научно-технический прогресс, вносит существенные изменения в понятие сбалансированности. Эффективно развивающаяся экономика не та, которая лишена диспропорций, а та, которая мобильно перестраивается на их ликвидацию, обеспечивая себе условия для дальнейшего сбалансированного роста.


назад | оглавление | вперёд