Экономическая теория |
Финансы в системе макроэкономических отношений. |
назад | оглавление | вперёд |
Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет выражает экономические отношения, связанные с образованием централизованного фонда денежных ресурсов государства и его использованием на цели расширенного общественного воспроизводства, удовлетворения коллективных и индивидуальных потребностей населения.
Бюджет и бюджетная система
Бюджетная система образует один из элементов в целом экономической системы, воплощающий базисный способ финансового регулирования экономики. Бюджет - это смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и статьям использования. Государство осуществляет мероприятия по мобилизации финансовых ресурсов,. их распределению и перераспределению, использованию для выполнения имманентных функций - политических, экономических, социальных. При государственном устройстве (а иное пока немыслимо) обязательно должны формироваться централизованные денежные ресурсы. От других звеньев финансовой системы бюджет отличается тем, что это центральная область движения финансовых ресурсов (от 1/3 до 2/3 ВНП перераспределяется в разных странах через бюджет); для бюджета характерно безвозмездное изъятие и безвозмездное предоставление финансовых ресурсов.
Бюджетная система состоит из нескольких звеньев: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.
Параллельно с государственным и местным бюджетами формируются и другие денежные ресурсы, необходимые государству т.н. внебюджетные фонды. В современных условиях это фонды государственного страхования; пенсионный фонд; государственный фонд занятости населения; фонд здравоохранения. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а с учётом уровня управления они могут быть государственными и региональными.
Доходы и расходы бюджета
Государственный бюджет представляет баланс доходов и расходов. В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, возникающие между плательщиками денежных средств и государством.
Разнообразные по видам, доходы в соответствии с их социально-экономической природой и источником формирования, делятся на две больших группы: налоги, получаемые с юридических лиц (предприятий и организаций), а также налоги с населения. Подавляющая доля доходной части бюджета (более 90%) формируется именно за счёт налогов с предприятий и организаций.
Расходы бюджета выполняют функции политического, социального, хозяйственного, государственного регулирования. С учётом общественного назначения бюджетные средства выделяются:
а) на социально-культурные мероприятия;
б) на нужды народного хозяйства;
в) оборону;
г) управление и др.
Главное место в бюджетных расходах занимают социальные статьи (пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение, культура). В этом проявляется основополагающая цель бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление социально-экономического строя к меняющимся рыночным условиям. За счёт бюджетных ассигнований финансируются также приоритетные федеральные программы, ориентированные на развитие ключевых отраслей экономики.
Структура расходов и доходов, удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом. Разнообразные доходы государства в соответствии с социально-экономической природой и источником формирования подразделяются на три большие группы:
- налоги;
- займы в форме государственных облигаций, приносящие заимодателям проценты;
- эмиссия денег.
На долю налоговых приходится 90% в бюджет страны.
Доходы в % 1996 Расходы Государственная поддержка отраслей народного хозяйства - 20,9 Из них налог на прибыль - 33,6 Социально-культурные мероприятия - 14,6 Трансферты - экономические ценности, передаваемые одним участником другому в одностороннем порядке, от другого участника операции не поступает взамен ничего, что может иметь экономическую стоимость.
Доходы государственного бюджета Российской Федерации в 1998 году достигли 367,5 млрд. рублей, а расходы - 499,9 млрд. рублей. В 1999 году доходы должны составить 473,8 млрд. рублей. Расходы - 573 млрд. рублей. превышение расходов над доходами - 100 млрд. рублей.
В бюджете на 2000 год предусмотрены доходы в сумме 797,2 млрд. рублей, расходы 855,07 млрд.руб. Обьем ВВП заложен в сумме 5,35 трлн.рублей, его рост должен составлять 1,5%. Если не брать во внимание расчеты по государственному долгу, то доходы бюджета должны превысить его расходы на 3,18%.
Идеальное исполнение госбюджета - полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, тогда как превышение расходов над доходами ведёт к образованию бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит отражает негативные изменения в национальном воспроизводстве, фиксирует их результат.
Причин бюджетного дефицита может быть довольно много: спад общественного производства; рост предельных издержек, возросшие затраты на финансирование ВПК; ведение войн; неоправданные социальные программы и т.д. Бюджетный дефицит до 10% от суммы доходов считается допустимым, тогда как более 20 процентов достигает уже критической точки. Бюджетный дефицит РФ в 1995 году составил 43%, в 1999 году планируется 21%. Результатом бюджетного дефицита становится государственный долг. Государственный долг (внутренний и внешний) тяжёлым бременем ложится на денежные ресурсы государства. Суммарный объём внутреннего долга в 1998 году составил 500 млрд. рублей, что более 20% ВВП. Внешний долг России превысил 125 млрд.долл. Уже в настоящее время обслуживание долга приближается к 25% ежегодных расходов госбюджета. Общая сумма долга 51 страны России - 112 млрд. долларов. Но почти все эти долги "безнадёжные". Советский Союз оказывал финансовую помощь по идеологическим соображениям, но попытки построения социализма ни одно государство к процветанию ни привели. Ни один из пяти крупнейших должников практически не платит своих долгов (Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик, Эфиопия). Единственным исправным плательщиком в последнее время остаётся Индия, погашающая до 1 млрд. долларов ежегодно. Технические кредиты странам СНГ также можно записать в разряд "безнадёжных" долгов.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении, государство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия бюджетного дефицита - государственные займы и увеличение размеров налогообложения. Третий путь - дополнительный выпуск денег. Первое направление ведёт к росту государственного долга, второй - к ухудшению положения производителей и потребителей, третий - к инфляции. Всё это необходимо учитывать при проведении государственной политики.
Укрепление бюджетной системы и преодоление дефицита должно, прежде всего, опираться на развитие производства, активизацию предпринимательства, сокращение неоправданных военных и административно-управленческих расходов.
назад | оглавление | вперёд