Охрана труда |
||
22.3 Устойчивость работы объектов народного хозяйства в ЧС |
| содержание | вперед |
Под устойчивостью функционирования народною хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимают способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные важные интересы населения и общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенною характера.
Устойчивость функционирования территории в чрезвычайных ситуациях (Устойчивость территории в ЧС) – это способность территориальных народно-хозяйственных структур нормально функционировать в условиях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, противостоять воздействию поражающих факторов, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам народного хозяйства, а также обеспечивать ликвидацию чрезвычайных ситуаций в минимально короткий срок на соответствующей территорий.
Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства (экономики) в чрезвычайных ситуациях
(Устойчивостью объекта в ЧС) понимается способность предприятия, учреждения и (или) другой народнохозяйственной структуры предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять воздействию поражающих факторов с целью предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткий срок.Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях (Подготовка территории к ЧС)
– комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории республики в составе Российской Федерации, края, области или другого административно-территориального образования с целью обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.Актуальность задачи повышения устойчивости функционирования (ПУФ) в настоящее время характеризуется следующими обстоятельствами:
- во-первых, несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новых войн, в том числе локальных;
- во-вторых, как свидетельствует опыт последнего времени, и прежде всего авария на Чернобыльской АЭС, другие крупные аварии и катастрофы, с ускорением научно-технического прогресса, усложнением структуры экономики, внедрением в производство все более наукоемких, мощных, сложных технологических систем и машин возрастает ущерб, наносимый народному хозяйству в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий.
В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти, края, облает, города, района.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий
по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для лих целей необходимых материальных и финансовых средств.Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньев является:
1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
2. Рациональное размещение, производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.
3. Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.
4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.
5. Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.
Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:
1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.
2. Рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.
3. Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.
4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.
5. Подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.
По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости как в территориальных звеньях с учетом их особенностей, так и в отраслях и по объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив развития.
К основным факторам, влияющим на устойчивость функционирования объектов, относят:
;
- район расположения объекта, включая климат, сейсмическую обстановку, рельеф местности, наличие ХОО и РОО, источников возможных пожаров и затоплений и т.п.
внутренняя планировка и застройка территории объекта, в том числе плотность застройки, унификация строительных элементов, насыщенность застройки сложными сооружениями, коммуникациями и другими элементами инфраструктуры, характеристики зданий и сооружений, наличие убежищ; системы управления, включая пункты управления, узлы связи, системы оповещения; характеристики технологического прогресса, в том числе возможность перехода на работу в военное время, включая выпуск оборонной продукции; производственные и другие внешние связи объекта; способность и подготовленность объекта к восстановлению производства, включая обученность и квалификацию персонала; наличие резервов и запасов; строительных и ремонтных мощностей, принадлежащих или приданых объекту. Анализ основных факторов, влияющих на устойчивость функционирования объекта, включающий предварительное обследование условий, обстановки, отдельных элементов и других характеристик представляет собой исследование устойчивости работы ОНХ, которое является постоянным, динамическим процессом.
Исследование проводится рабочими группами специалистов во главе с руководителями служб и объекта ГО, начальником штаба ГО. Результатами исследований являются:
- оценка воздействия поражающих факторов различных источников ЧС мирного и военного времени;
- опенка надежности защиты рабочих и служащих;
- оценка устойчивости всех систем и элементов объекта;
- обобщение полученных результатов и разработка комплекса мероприятий по ПУФ объекта;
- планирование мероприятий на мирное время и на период угрозы нападения противника.
Кроме того, проводятся исследования в
общегосударственном, региональном, территориальном и отраслевом масштабах силами специальных НИИ и служб.К плану основных мероприятии разрабатываются ряд предложений, основными из которых следует считать следующие: -схема территории объекта (с указанием предназначения зданий и числа работающих в них),
г. г4б75 утверждено Положение о декларации безопасности и промышленного объекта Российской Федерации.
- график безаварийной остановки производства;
- схема расположения пожарных гидрантов;
- список руководящего состава предприятия (домашний адрес, телефон);
- перечень невоенизированных формирований;
- ведомость обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;
- ведомость обеспечения формирований необходимыми приборами, другим имуществом ГО;
- режимы радиационной защиты;
- список аварийно-технических служб района (города);
- перечень организаций района (города), обеспечивающих оказание экстренной медицинской помощи;
- формализованный бланк расчета ущерба при ЧС. При подготовке исходных данных для планирования необходимо иметь в виду, что одним из документов, которым можно пользоваться, является “Декларация безопасности промышленного объекта”. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля1995
| содержание | вперед