Немецкий язык   

Тема 5. Глагол

назад | оглавление | вперёд

 

5.1 Основные формы глаголов

  1. Три основные формы глаголов (первая форма – инфинитив, вторая форма - имперфект, третья форма – причастие II) являются основой для образования всех временных форм.
  2. В немецком языке различают сильные и слабые глаголы, а также группу неправильных глаголов.

    С л а б ы е г л а г о л ы образуют свои основные формы по единому образцу, т.е. путем прибавления к основе инфинитива во второй форме суффикса -te и в третьей форме приставки ge- и суффикса -t:

    lernen – lernte gelernt; wohnen – wohnte gewohnt.

    Если корень слабого глагола оканчивается на d,t или chn (arbeiten, zeichnen), то между корнем и суффиксами -te и -t имеется гласная е:

    arbeiten – arbeitete – gearbeitet; zeichnen – zeichnete – gezeichnet.

    С и л ь н ы е г л а г о л ы образуют свои основные формы нестандартно, т.е. путем изменения корневой гласной. Вторая форма образуется только путем изменения корневой гласной и не получает какого-либо суффикса, третья форма образуется при помощи приставки ge- и суффикса -en , причем корневая гласная может также изменяться:

    fahren – fuhr – gefahren; helfen – half – geholfen.

    Ряд сильных глаголов меняет не только гласную, но и согласную:

    ziehen – zog – gezogen; stehen – stand – gestanden; gehen – ging – gegangen; tun – tat –getan.

    Н е п р а в и л ь н ы е г л а г о л ы образуют формы имперфекта и причастия II, как слабые глаголы, при помощи соответствующих суффиксов: -te, -t, однако меняют свою корневую гласную, как сильные:

    bringen – brachte – gebracht “приносить”; denken – dachte – gedacht “думать”; kennen – kannte – gekannt “знать”; nennen – nannte – genannt “называть”; brennen – brannte – gebrannt “гореть”.

  3. Глаголы с неотделяемыми приставками, а также глаголы, оканчивающиеся на -ieren (напр., studieren, marschieren), в третьей форме не получают приставки ge-. Например: bearbeitet, marschiert.
  4. У глаголов с отделяемой приставкой в третьей форме приставка ge- стоит между отделяемой приставкой и основой глагола: abgefahren.

    Таблица образования трех основных форм глаголов

Три основных формы

Инфинитив

Имперфект

Причастие II

Слабые глаголы

Без приставки

lern-en
arbeit-en

lern-te
arbeit-e-te

ge-lern-t
ge-arbeit-e-t

С неотделяемой приставкой; с суффиксом -ieren

er-lern-en
studier-en

er-lern-te
studier-te

er-lern-t
studier-t

С отделяемой приставкой

aus-arbeit-en

arbeit-e-te aus

aus-ge-arbeit-e-t

Сильные глаголы

Без приставки

komm-en

kam

ge-komm-en

С неотделяемой приставкой

be-komm-en

be-kam

be-komm-en

С отделяемой приставкой

an-komm-en

kam an

an-ge-komm-en

  1. При образовании основных форм возвратных глаголов обратите внимание на место возвратного местоимения sich.

sich erholen – erholte sich – sich erholt; sich befinden – befand sich – sich befunden; sich vorbereiten – bereitete sich vor – sich vorbereitet.

5.2 Система временных форм в немецком языке

  1. В немецком языке существует пять временных форм: для выражения н а с т о я щ е г о времени – одна временная форма – презенс (Präsens); для выражения п р о ш е д ш е г о времени – три временные формы – имперфект (Imperfekt), перфект (Perfekt) и плюсквамперфект (Plusquamperfekt); для выражения б у д у щ е г о времени – одна временная форма – Futurum I(вторая временная форма, Futurum II, в современном языке практически не употребляется для выражения времени).
  2. Презенс и имперфект являются п р о с т ы м и временными формами, они образуются путем прибавления личных окончаний к основе глагола.
    Перфект, плюсквамперфект и футурум являются с л о ж н ы м и временными формами, они образуются при помощи вспомогательных глаголов haben, sein и werden (изменяемая часть сказуемого) и причастия II или инфинитива смыслового глагола (неизменяемая часть сказуемого), т.е. состоят из двух частей.
  3. Образование временных форм от трех основных форм:

Инфинитив:
arbeiten, fahren

Имперфект: arbeitete, fuhr

Причастие II:
gearbeitet, gefahren

Презенс

er arbeitet

er fährt

Футурум

er wird arbeiten

er wird fahren

Имперфект

er arbeitete

er fuhr

Перфект

er hat gearbeitet

er ist gefahren

Плюсквамперфект

er hatte gearbeitet

er war gefahren


Русские соответствия немецким временным формам

Временные формы
Немецкое предложение
Перевод
Präsens Ich lese ein Buch. Я читаю книгу.
Imperfekt Ich las ein Buch. Я читал (прочитал)
Perfekt Ich hatte ein Buch gelesen.
Plusquamperfekt Ich hatte ein Buch gelesen.
Futurum Ich werde ein Buch lesen.

Я буду читать (прочитаю) книгу.

5.3 Отделяемые и неотделяемые приставки

  1. В немецком языке глаголы могут иметь отделяемые и неотделяемые приставки. Неотделяемые приставки (их всего 8) следующие: be-, ge-, er-, ver-, zer-, emp-, ent-, miß-. Остальные приставки – отделяемые: auf-, an-, aus- и др.
  2. На отделяемую приставку всегда падает ударение, она отделяется от глагола в презенсе, в имперфекте и в повелительном наклонении (императиве) и становится в конце предложения: Die Versammlung findet um 5 Uhr statt.
  3. Приставка часто меняет значение глагола. Чтобы правильно найти значение глагола, необходимо искать его в словаре с приставкой, напр.: Er nimmt die Zeitschrift in der Bibliothek. Следует искать в словаре nehmen (брать), но: Er nimmt an der Arbeit teil. Следует искать в словаре teilnehmen (участвовать).
  4. Ряд приставок um-, über-, durch-, wieder-, unter-, hinter- могут быть отделяемыми и неотделяемыми, в зависимости от этого меняется значение глагола, например: übersétzen „переводить“ – úbersetzen „переправлять“.

Er übersetzte den Text. – Он переводил текст.
Er setzte die Arbeiter mit seinem Boot ans andere Ufer über. – Он перевез рабочих на другой берег на своей лодке.

5.4 Презенс слабых, сильных и возвратных глаголов

Презенс образуется от первой основной формы путем прибавления личных окончаний к основе инфинитива.

Личные окончания презенса

 

Ед. число

Множ. число

1 л.
2 л.
3 л.

-e
-st
-t

-en
-t
-en

1. Спряжение слабых глаголов в презенсе

lernen – lernte – gelernt

arbeiten – arbeitete - gearbeitet

Ед. число

Множ. число

Ед. число

Множ. число

ich lern-e
du lern-st
er
sie lern-t
es

wir lern-en
ihr lern-t
sie lern-en
Sie lern-en

ich arbeit-e
du arbeit-e-st
er
sie arbeit-e-t
es

wir arbeit-en
ihr arbeit-e-t
sie arbeit-en
Sie arbeit-en

Примечание. Если корень глагола оканчивается на d, t или chn (arbeiten, finden, zeichnen), то во 2-м и 3-м лице единственного числа и во 2-м лице множественного числа между корнем и окончанием имеется гласная е: du arbeitest, er arbeitet, ihr arbeitet.

2. Спряжение сильных глаголов в презенсе

В глаголах сильного спряжения с корневыми гласными а и е во 2-м и 3-м лице е д и н с т в е н о г о числа гласная а переходит в ä, гласная е в i(e).

geben – gab – gegeben

fahren – fuhr – gefahren

Ед. число

Множ. число

Ед. число

Множ. число

ich geb-e
du gib-st
er
sie gib-t
es

wir geb-en
ihr geb-t
sie geb-en
Sie geb-en

ich fahr-e
du fähr-st
er
sie fähr-t
es

wir fahr-en
ihr fahr-t
sie fahr-en
Sie fahr-en

У сильных глаголов с другими корневыми гласными во 2-м и 3-м лице едиственного числа такого изменения не происходит.

schreiben – schrieb – geschrieben

kommen – kam – gekommen

Ед. число

Множ. число

Ед. число

Множ. число

ich schreib-e
du schreib-st
er
sie schreib-t
es

wir schreib-en
ihr schreib-t
sie schreib-en
Sie schreib-en

ich komm-e
du komm-st
er
sie komm-t
es

wir komm-en
ihr komm-t
sie komm-en
Sie komm-en

Примечание. Глаголы gehen и stehen во 2-м и 3-м лице единственного числа не меняют корневую гласную е: ich gehe, du gehst, er geht; ich stehe, du stehst, er steht.

3. Спряжение возвратных глаголов в презенсе

sich befinden – befand sich – sich befunden

Ед. число

Множ. число

ich befind-e mich
du befind-e-st dich
er
sie befind-e-t sich
es

wir befind-en uns
ihr befind-e-t euch
sie befind-en sich
Sie befind-en sich

5.5 Имперфект

Простое прошедшее время имперфект образуется от второй основной формы глагола путем прибавления личных окончаний имперфекта. Все глаголы в 1-м и 3-м лице единственного числа имперфекта не имеют личных окончаний.

Личные окончания имперфекта

 

Ед. число

Множ. число

1 л.
2 л.
3 л.


–st

-en
-t
-en

1. Спряжение слабых глаголов в имперфекте

lernen – lernte – gelernt

arbeiten – arbeitete – gearbeitet

Ед. число

Множ. число

Ед. число

Множ. число

ich lernte-
du lernte-st
er
sie lernte-
es

wir lernte-n
ihr lernte-t
sie lernte-n
Sie lernte-n

ich arbeitete-
du arbeitete-st
er
sie arbeitete-
es

wir arbeitete-n
ihr arbeitete-t
sie arbeitete-n
Sie arbeitete-n

2. Спряжение сильных глаголов в имперфекте

schreiben – schrieb – geschrieben

fahren – fuhr – gefahren

Ед. число

Множ. число

Ед. число

Множ. число

ich schrieb-
du schrieb-st
er
sie schrieb-
es

wir schrieb-en
ihr schrieb-t
sie schrieb-en
Sie schrieb-en

ich fuhr-
du fuhr-st
er
sie fuhr-
es

wir fuhr-en
ihr fuhr-t
sie fuhr-en
Sie fuhr-en

5.6 Перфект и плюсквамперфект

Сложные прошедшие временные формы перфект и плюсквамперфект образуются соответственно из презенса и имперфекта вспомогательных глаголов haben или sein и причастия II (Partizip II) смыслового глагола.

Спряжение глаголов в перфекте и плюсквамперфекте

arbeiten – arbeitete – gearbeitet

Перфект

Плюсквамперфект

ich habe
du hast
er
sie hat
es gearbeitet
wir haben
ihr habt
sie haben
Sie haben

ich hatte
du hattest
er
sie hatte
es gearbeitet
wir hatten
ihr hattet
sie hatten
Sie hatten

fahren – fuhr – gefahren

ich bin
du bist
er
sie ist
es gefahren
wir sind
ihr seid
sie sind
Sie sind

ich war
du warst
er
sie war
es gefahren
wir waren
ihr wart
sie waren
Sie waren

Употребление вспомогательных глаголов

Большинство глаголов спрягается со вспомогательным глаголом haben:

а) все п е р е х о д н ы е глаголы, напр.: lesen, nehmen, sehen.

Примечание. 1. Переходные глаголы – это глаголы, требующие после себя дополнения в винительном падеже (после этих глаголов можно поставить вопрос “кого?, что?”): lesen “читать” (что?), sehen “видеть” (кого?, что?). В словарях они обозначены пометой vt.

2. В повествовательном предложении изменяемая часть сказуемого (т.е. вспомогательные глаголы haben или sein в соответствующей форме) стоит на втором месте, а неизменяемая часть (т.е. причастие II смыслового глагола) – на последнем месте в предложении, напр.:

Er hat das Buch mit großem Interesse gelesen.

б) все глаголы с в о з в р а т н ы м м е с т о и м е н и е м sich, напр.: sich interessieren, sich erholen;
в) все м о д а л ь н ы е глаголы и глагол haben;
г) н е п е р е х о д н ы е глаголы, выражающие состояние покоя или пребывания в одном состоянии, нaпр.: stehen, sitzen, leben.

Со вспомогательным глаголом sein спрягаются:

а) н е п е р е х о д н ы е глаголы, обозначающие передвижение, напр.: gehen, fahren, laufen, kommen, fliegen.
б) н е п е р е х о д н ы е глаголы, обозначающие перемену состояния, конец состояния или наступление нового состояния, напр.: aufstehen, erwachen, sterben, verbrennen;
в) ряд глаголов, напр.: sein, werden, bleiben, folgen, begegnen, geschehen, gelingen, mißlingen.

5.7 Футурум

Будущее время – футурум – образуется из презенса вспомогательного глагола werden и инфинитива смыслового глагола.

Футурум = werden в презенсе + инфинитив смыслового глагола

Спряжение глаголов в футуруме

ich werde wir werden
du wirst ihr werdet
er schreiben sie werden schreiben
sie wird Sie werden
es  

Примечание. В повествовательном предложении изменяемая часть сказуемого (т.е. вспомогательный глагол werden в соответствующем лице) стоит на втором месте, а неизменяемая часть (т.е. инфинитив смыслового глагола) - на последнем месте в предложении:
Er wird dieses Buch mit großem Interesse lesen.

5.8 Вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы haben, sein, werden служат для образования сложных временных форм (перфекта, плюсквамперфекта, футурума), а глагол werden служит также для образования страдательного залога (пассива); кроме того, вспомогательные глаголы могут употребляться и как самостоятельные глаголы.

haben “иметь”

Ich habe ein Buch. – У меня есть книга.
Er hat ein Buch. – У него есть книга.
sein - “быть” (в настоящем времени обычно не переводится), “находиться”, “являться”:
Er ist hier. - Он здесь. (Он находится здесь).
Er ist Arbeiter. - Он рабочий. (Он является рабочим).
werden “становиться”
Die Tage werden kurz. – Дни становятся короткими.

Основные формы глаголов haben, sein, werden

haben – hatte – gehabt
sein – war – gewesen
werden – wurde – geworden

Спряжение вспомогательных глаголов

Презенс

Имперфект

ich habe bin werde
du hast bist wirst
er
sie hat ist wird
es
wir haben sind werden
ihr habt seid werdet
sie haben sind werden
Sie haben sind werden

ich hatte war wurde
du hattest warst wurdest
er
sie hatte war wurde
es
wir hatten waren wurden
ihr hattet wart wurdet
sie hatten waren wurden
Sie hatten waren wurden

Перфект

ich habe gehabt usw. ich bin gewesen usw. ich bin geworden usw.

Плюсквамперфект

ich hatte gehabt usw. ich war gewesen usw. ich war geworden usw.

Футурум

ich werde haben usw. ich werde sein usw. ich werde werden usw.

Упр. 2 Выберите из данных предложений те, действие которых происходит в настоящее время, переведите их.

1. Wir haben neue Rechner konstruiert.
2. Mit jedem Jahr wächst das Interesse an Kybernetik.
3. Die Forschungstechnik verwendete elektrische Kristalle.
4. Die Funktechnik gehört zum Fundament der Kosmosforschung.
5. Die Elektronik wird uns bei der Lösung vieler Aufgaben helfen.

Упр. 3 Выберите из данных предложений те, действие которых происходило в прошлом, и переведите их.

1. Der Transistor führte zu einer Revolution in der elektronischen Industrie.
2. Von besonderer Bedeutung werden die Laser für die Nachrichten-übermittlung im Weltraum sein.
3. Der erste elektronische Rechner entstand 1946.
4.Unser Land vertieft die Zusammenarbeit auf dem Gebiet der Mikroelektronik.
5.Im Jahre 1921 erhielt A. Einstein den Nobelpreis.

Упр. 4 Выпишите из упражнений 1 и 2 предложения, действие которых произойдет в будущем, и переведите их.

5.9 Модальные глаголы.

В немецком языке имеются следующие модальные глаголы: dürfen “мочь”, “иметь разрешение, право”; “сметь”, können “мочь”, “быть в состоянии”, “уметь”, sollen “долженствовать”, müssen “долженствовать”, wollen “хотеть”, “желать”, mögen “желать”, “любить” (в современном немецком языке чаще употребляется в конъюнктиве, напр.: Ich möchte fragen. – Я хотел бы спросить).

В простом предложении модальные глаголы занимают второе место, а инфинитив стоит в конце предложения.

Ich will das Buch bis zu Ende lesen. – Я хочу прочитать книгу до конца.
Er kann den Text ohne Wörterbuch übersetzen. – Он может перевести текст без словаря.
Er soll morgen nach Kiew fahren. – Он должен завтра ехать в Киев.

Основные формы модальных глаголов

Модальные глаголы с умляутом в инфинитиве теряют его во второй и третьей основной форме.

dürfen – durfte – gedurft müssen – mußte – gemußt
können – konnte – gekonnt wollen – wollte – gewollt
sollen – sollte – gesollt mögen – mochte – gemocht

Спряжение модальных глаголов в презенсе

Модальные глаголы в 1-м и 3-м лице единственного числа не имеют личных окончаний. Все модальные глаголы (кроме sollen) меняют в единственном числе корневую гласную.

  sollen müssen dürfen können wollen mögen
ich soll muß darf kann will mag
du sollst mußt darfst kannst willst magst
er soll muß darf kann will mag
wir sollen müssen dürfen können wollen mögen
ihr sollt müßt dürft könnt wollt mögt
sie sollen müssen dürfen können wollen mögen
Sie sollen müssen dürfen können wollen mögen

Спряжение модальных глаголов в имперфекте

Модальные глаголы спрягаются в имперфекте, как слабые глаголы.

  sollen müssen dürfen können wollen mögen
ich sollte mußte durfte konnte wollte mochte
du solltest mußtest durftest konntest wolltest mochtest
er sollte mußte durfte konnte wollte mochte
wir sollten mußten durften konnten wollten mochten
ihr solltet mußtet durftet konntet wolltet mochtet
sie sollten mußten durften konnten wollten mochten
Sie sollten mußten durften konnten wollten mochten

В сложных временных формах – перфекте и плюсквамперфекте – модальные глаголы стоят обычно не в форме причастия II, а в форме инфинитива.

Ich habe das Buch lesen wollen. – Я хотел прочитать книгу.

Упр.5 Переведите предложения с модальными глаголами.

    1. Sender und Empfänger müssen synchron arbeiten.
    2. Mit Hilfe mathematischer Modelle konnte man den Stand eines Industrieprozesses beschreiben.
    3. Die Mathematik muß sowohl der Wissenschaft als auch der Praxis dienen.
    4. Ursache und Folge darf man nicht voneinander trennen.
    5. Hier soll man die Anwendung der Mikroelektronik in der Radartechnik betrachten.

назад | оглавление | вперёд