Немецкий язык |
Тема 5. Глагол |
назад | оглавление | вперёд |
В немецком языке различают сильные и слабые глаголы, а также группу неправильных глаголов.
С л а б ы е г л а г о л ы образуют свои основные формы по единому образцу, т.е. путем прибавления к основе инфинитива во второй форме суффикса -te и в третьей форме приставки ge- и суффикса -t:
lernen – lernte – gelernt; wohnen – wohnte – gewohnt.
Если корень слабого глагола оканчивается на d,t или chn (arbeiten, zeichnen), то между корнем и суффиксами -te и -t имеется гласная е:
arbeiten – arbeitete – gearbeitet; zeichnen – zeichnete – gezeichnet.
С и л ь н ы е г л а г о л ы образуют свои основные формы нестандартно, т.е. путем изменения корневой гласной. Вторая форма образуется только путем изменения корневой гласной и не получает какого-либо суффикса, третья форма образуется при помощи приставки ge- и суффикса -en , причем корневая гласная может также изменяться:
fahren – fuhr – gefahren; helfen – half – geholfen.
Ряд сильных глаголов меняет не только гласную, но и согласную:
ziehen – zog – gezogen; stehen – stand – gestanden; gehen – ging – gegangen; tun – tat –getan.
Н е п р а в и л ь н ы е г л а г о л ы образуют формы имперфекта и причастия II, как слабые глаголы, при помощи соответствующих суффиксов: -te, -t, однако меняют свою корневую гласную, как сильные:
bringen – brachte – gebracht “приносить”; denken – dachte – gedacht “думать”; kennen – kannte – gekannt “знать”; nennen – nannte – genannt “называть”; brennen – brannte – gebrannt “гореть”.
У глаголов с отделяемой приставкой в третьей форме приставка ge- стоит между отделяемой приставкой и основой глагола: abgefahren.
Таблица образования трех основных форм глаголов
Три основных формы |
Инфинитив |
Имперфект |
Причастие II |
|
Слабые глаголы |
Без приставки |
lern-en |
lern-te |
ge-lern-t |
С неотделяемой приставкой; с суффиксом -ieren |
er-lern-en |
er-lern-te |
er-lern-t |
|
С отделяемой приставкой |
aus-arbeit-en |
arbeit-e-te aus |
aus-ge-arbeit-e-t |
|
Сильные глаголы |
Без приставки |
komm-en |
kam |
ge-komm-en |
С неотделяемой приставкой |
be-komm-en |
be-kam |
be-komm-en |
|
С отделяемой приставкой |
an-komm-en |
kam an |
an-ge-komm-en |
sich erholen – erholte sich – sich erholt; sich befinden – befand sich – sich befunden; sich vorbereiten – bereitete sich vor – sich vorbereitet.
5.2 Система временных форм в немецком языке
Инфинитив: |
Имперфект: arbeitete, fuhr |
Причастие
II: |
||
Презенс er arbeitet er fährt |
Футурум er wird arbeiten er wird fahren |
Имперфект er arbeitete er fuhr |
Перфект er hat gearbeitet er ist gefahren |
Плюсквамперфект er hatte gearbeitet er war gefahren |
Русские соответствия немецким временным формам
Временные
формы
|
Немецкое
предложение
|
Перевод
|
Präsens | Ich lese ein Buch. | Я читаю книгу. |
Imperfekt | Ich las ein Buch. | Я читал (прочитал) |
Perfekt | Ich hatte ein Buch gelesen. | |
Plusquamperfekt | Ich hatte ein Buch gelesen. | |
Futurum | Ich werde ein Buch lesen. |
Я буду читать (прочитаю) книгу. |
5.3 Отделяемые и неотделяемые приставки
Er übersetzte den Text.
– Он переводил текст.
Er setzte die Arbeiter
mit seinem Boot ans andere Ufer über. – Он перевез рабочих на другой берег
на своей лодке.
5.4 Презенс слабых, сильных и возвратных глаголов
Презенс образуется от первой основной формы путем прибавления личных окончаний к основе инфинитива.
Личные окончания презенса
Ед. число |
Множ. число |
|
1
л. |
-e |
-en |
1. Спряжение слабых глаголов в презенсе
lernen – lernte – gelernt |
arbeiten – arbeitete - gearbeitet |
||
Ед. число |
Множ. число |
Ед. число |
Множ. число |
ich lern-e |
wir lern-en |
ich arbeit-e |
wir arbeit-en |
Примечание. Если корень глагола оканчивается на d, t или chn (arbeiten, finden, zeichnen), то во 2-м и 3-м лице единственного числа и во 2-м лице множественного числа между корнем и окончанием имеется гласная е: du arbeitest, er arbeitet, ihr arbeitet.
2. Спряжение сильных глаголов в презенсе
В глаголах сильного спряжения с корневыми гласными а и е во 2-м и 3-м лице е д и н с т в е н о г о числа гласная а переходит в ä, гласная е в i(e).
geben – gab – gegeben |
fahren – fuhr – gefahren |
||
Ед. число |
Множ. число |
Ед. число |
Множ. число |
ich geb-e |
wir geb-en |
ich fahr-e |
wir fahr-en |
У сильных глаголов с другими корневыми гласными во 2-м и 3-м лице едиственного числа такого изменения не происходит.
schreiben – schrieb – geschrieben |
kommen – kam – gekommen |
||
Ед. число |
Множ. число |
Ед. число |
Множ. число |
ich schreib-e |
wir schreib-en |
ich komm-e |
wir komm-en |
Примечание. Глаголы gehen и stehen во 2-м и 3-м лице единственного числа не меняют корневую гласную е: ich gehe, du gehst, er geht; ich stehe, du stehst, er steht.
3. Спряжение возвратных глаголов в презенсе
sich befinden – befand sich – sich befunden |
|
Ед. число |
Множ. число |
ich befind-e
mich |
wir befind-en
uns |
Простое прошедшее время имперфект образуется от второй основной формы глагола путем прибавления личных окончаний имперфекта. Все глаголы в 1-м и 3-м лице единственного числа имперфекта не имеют личных окончаний.
Личные окончания имперфекта
|
Ед.
число
|
Множ. число |
1 л. |
–
–st – |
-en |
1. Спряжение слабых глаголов в имперфекте
lernen – lernte – gelernt |
arbeiten – arbeitete – gearbeitet |
||
Ед. число |
Множ. число |
Ед. число |
Множ. число |
ich lernte- |
wir lernte-n |
ich arbeitete- |
wir arbeitete-n |
2. Спряжение сильных глаголов в имперфекте
schreiben – schrieb – geschrieben |
fahren – fuhr – gefahren |
||
Ед. число |
Множ. число |
Ед. число |
Множ. число |
ich schrieb- |
wir schrieb-en |
ich fuhr- |
wir fuhr-en |
Сложные прошедшие временные формы перфект и плюсквамперфект образуются соответственно из презенса и имперфекта вспомогательных глаголов haben или sein и причастия II (Partizip II) смыслового глагола.
Спряжение глаголов в перфекте и плюсквамперфекте
arbeiten – arbeitete – gearbeitet |
|
Перфект |
Плюсквамперфект |
ich habe |
ich hatte |
fahren – fuhr – gefahren |
|
ich bin |
ich war |
Употребление вспомогательных глаголов
Большинство глаголов спрягается со вспомогательным глаголом haben:
а) все п е р е х о д н ы е глаголы, напр.: lesen, nehmen, sehen.
Примечание. 1. Переходные глаголы – это глаголы, требующие после себя дополнения в винительном падеже (после этих глаголов можно поставить вопрос “кого?, что?”): lesen “читать” (что?), sehen “видеть” (кого?, что?). В словарях они обозначены пометой vt.
2. В повествовательном предложении изменяемая часть сказуемого (т.е. вспомогательные глаголы haben или sein в соответствующей форме) стоит на втором месте, а неизменяемая часть (т.е. причастие II смыслового глагола) – на последнем месте в предложении, напр.:
Er hat das Buch mit großem Interesse gelesen.
б) все глаголы с в о з в
р а т н ы м м е с т о и м е н и е м sich, напр.: sich interessieren, sich erholen;
в) все м о д а л ь
н ы е глаголы и глагол haben;
г) н е п е р е х о
д н ы е глаголы, выражающие состояние покоя или пребывания в одном состоянии,
нaпр.: stehen, sitzen, leben.
Со вспомогательным глаголом sein спрягаются:
а) н е п е р е х о д н ы
е глаголы, обозначающие передвижение, напр.: gehen, fahren, laufen, kommen,
fliegen.
б) н е п е р е х о
д н ы е глаголы, обозначающие перемену состояния, конец состояния или наступление
нового состояния, напр.: aufstehen, erwachen, sterben, verbrennen;
в) ряд глаголов, напр.:
sein, werden, bleiben, folgen, begegnen, geschehen, gelingen, mißlingen.
Будущее время – футурум – образуется из презенса вспомогательного глагола werden и инфинитива смыслового глагола.
Футурум
= werden в презенсе + инфинитив
смыслового глагола
|
Спряжение глаголов в футуруме
ich werde | wir werden |
du wirst | ihr werdet |
er schreiben | sie werden schreiben |
sie wird | Sie werden |
es |
Примечание. В повествовательном
предложении изменяемая часть сказуемого (т.е. вспомогательный глагол werden
в соответствующем лице) стоит на втором месте, а неизменяемая часть (т.е. инфинитив
смыслового глагола) - на последнем месте в предложении:
Er wird dieses
Buch mit großem Interesse lesen.
Вспомогательные глаголы haben, sein, werden служат для образования сложных временных форм (перфекта, плюсквамперфекта, футурума), а глагол werden служит также для образования страдательного залога (пассива); кроме того, вспомогательные глаголы могут употребляться и как самостоятельные глаголы.
haben “иметь”
Ich habe ein Buch. – У меня
есть книга.
Er hat ein Buch. –
У него есть книга.
sein - “быть”
(в настоящем времени обычно не переводится), “находиться”, “являться”:
Er ist hier. - Он
здесь. (Он находится здесь).
Er ist Arbeiter. -
Он рабочий. (Он является рабочим).
werden “становиться”
Die Tage werden kurz.
– Дни становятся короткими.
Основные формы глаголов haben, sein, werden
haben – hatte
– gehabt
sein – war – gewesen
werden – wurde – geworden
Спряжение вспомогательных глаголов
Презенс |
Имперфект |
ich habe bin werde |
ich hatte war wurde |
Перфект |
|
ich habe gehabt usw. ich bin gewesen usw. ich bin geworden usw. |
|
Плюсквамперфект |
|
ich hatte gehabt usw. ich war gewesen usw. ich war geworden usw. |
|
Футурум |
|
ich werde haben usw. ich werde sein usw. ich werde werden usw. |
Упр. 2 Выберите из данных предложений те, действие которых происходит в настоящее время, переведите их.
1. Wir haben neue Rechner
konstruiert.
2. Mit jedem Jahr
wächst das Interesse an Kybernetik.
3. Die Forschungstechnik
verwendete elektrische Kristalle.
4. Die Funktechnik
gehört zum Fundament der Kosmosforschung.
5. Die Elektronik
wird uns bei der Lösung vieler Aufgaben helfen.
Упр. 3 Выберите из данных предложений те, действие которых происходило в прошлом, и переведите их.
1. Der Transistor führte
zu einer Revolution in der elektronischen Industrie.
2. Von besonderer
Bedeutung werden die Laser für die Nachrichten-übermittlung im Weltraum
sein.
3. Der erste elektronische
Rechner entstand 1946.
4.Unser Land vertieft
die Zusammenarbeit auf dem Gebiet der Mikroelektronik.
5.Im Jahre 1921 erhielt A.
Einstein den Nobelpreis.
Упр. 4 Выпишите из упражнений 1 и 2 предложения, действие которых произойдет в будущем, и переведите их.
В немецком языке имеются следующие модальные глаголы: dürfen “мочь”, “иметь разрешение, право”; “сметь”, können “мочь”, “быть в состоянии”, “уметь”, sollen “долженствовать”, müssen “долженствовать”, wollen “хотеть”, “желать”, mögen “желать”, “любить” (в современном немецком языке чаще употребляется в конъюнктиве, напр.: Ich möchte fragen. – Я хотел бы спросить).
В простом предложении модальные глаголы занимают второе место, а инфинитив стоит в конце предложения.
Ich will das Buch
bis zu Ende lesen. – Я хочу прочитать книгу до конца.
Er kann den
Text ohne Wörterbuch übersetzen. – Он может перевести текст
без словаря.
Er soll morgen
nach Kiew fahren. – Он должен завтра ехать в Киев.
Основные формы модальных глаголов
Модальные глаголы с умляутом в инфинитиве теряют его во второй и третьей основной форме.
dürfen – durfte – gedurft | müssen – mußte – gemußt |
können – konnte – gekonnt | wollen – wollte – gewollt |
sollen – sollte – gesollt | mögen – mochte – gemocht |
Спряжение модальных глаголов в презенсе
Модальные глаголы в 1-м и 3-м лице единственного числа не имеют личных окончаний. Все модальные глаголы (кроме sollen) меняют в единственном числе корневую гласную.
sollen | müssen | dürfen | können | wollen | mögen | |
ich | soll | muß | darf | kann | will | mag |
du | sollst | mußt | darfst | kannst | willst | magst |
er | soll | muß | darf | kann | will | mag |
wir | sollen | müssen | dürfen | können | wollen | mögen |
ihr | sollt | müßt | dürft | könnt | wollt | mögt |
sie | sollen | müssen | dürfen | können | wollen | mögen |
Sie | sollen | müssen | dürfen | können | wollen | mögen |
Спряжение модальных глаголов в имперфекте
Модальные глаголы спрягаются в имперфекте, как слабые глаголы.
sollen | müssen | dürfen | können | wollen | mögen | |
ich | sollte | mußte | durfte | konnte | wollte | mochte |
du | solltest | mußtest | durftest | konntest | wolltest | mochtest |
er | sollte | mußte | durfte | konnte | wollte | mochte |
wir | sollten | mußten | durften | konnten | wollten | mochten |
ihr | solltet | mußtet | durftet | konntet | wolltet | mochtet |
sie | sollten | mußten | durften | konnten | wollten | mochten |
Sie | sollten | mußten | durften | konnten | wollten | mochten |
В сложных временных формах – перфекте и плюсквамперфекте – модальные глаголы стоят обычно не в форме причастия II, а в форме инфинитива.
Ich habe das Buch lesen wollen. – Я хотел прочитать книгу.
Упр.5 Переведите предложения с модальными глаголами.
назад | оглавление | вперёд